Автомобильные шины по назначению подразделяются на легковые, легкогрузочные, грузовые и автобусные, грузовые внедорожные, крупногабаритные, сверхкрупногабаритные, специального назначения, высшего класса, безопасные, шины, спортивные шины, запасные шины, умные шины и др.
1. Легковые шины. К данной категории относятся шины для всех видов легковых автомобилей, независимо от дорожных, климатических условий их эксплуатации или особенностей конструкции автомобиля. К легковым шинам предъявляют высокие требования безопасности и комфортабельности. Они должны выдерживать длительное безостановочное движение с высокими скоростями, обеспечивать при этом высокую надежность, безопасность, устойчивость и управляемость, передачу тяговых и тормозных усилий независимо от погодных и климатических условий.
2. Легкогрузовые шины. Легкогрузовые шины применяются на микроавтобусах, тоннажных грузовых автомобилях и прицепах к ним. Такие транспортные средства внешне похожи на большие легковые машины, но вместо задних пассажирских мест и багажника имеют кузов и обычно пользуются популярностью в сфере малого бизнеса. Обозначения грузовых шин обычно содержат букву С.
3. Грузовые и автобусные. К этой группе относят шины, эксплуатирующиеся преимущественно на дорогах с твердым покрытием. Сюда относятся шины для грузовых автомобилей, осуществляющих городские, междугородные и международные перевозки, шины для автобусов и троллейбусов.
4. Грузовые внедорожные шины. Эти шины лишь на короткое время попадают на твердую ровную дорогу, а большую часть времени эксплуатируются в полевых условиях, на бездорожье. Это шины для автомобилей внедорожников, для строительной техники, дорожных машин, экскаваторов, грейдеров и др. Они не работают на больших скоростях движения, но должны иметь высокую прочность, выдерживать большие нагрузки и перегрузки, противостоять механическим повреждениям, обладать высокими тяговыми и тормозными свойствами на мягких грунтах.
5. Крупногабаритные шины. К ним относятся шины карьерных самосвалов и другой автомобильной техники, используемой для перевозки тяжелых грузов. Процесс изготовления шин этой группы близок к обычным грузовым шинам. Их конструкция и свойства используемых при производстве материалов позволяют им выдерживать значительные эксплуатационные нагрузки.
6. Сверхкрупногабаритные. Отличаются от предыдущей группы не только особенно большими размерами и грузоподъемностью, но и тем, что технологический процесс производства этого класса шин принципиально отличается от производства других пневматических шин. Диаметр шины может достигать 2 м и более. Требования, предъявляемые сегодня к грузовым шинам, очень близки требованиям к легковым шинам, особенно в вопросах безопасности, скорости, а также шумообразования и однородности. Повышенные требования предъявляют к их грузоподъемности и экономичности, а также вводится ряд требований к их экологичности.
7. Шины специального назначения. К этой группе относятся шины с регулируемым давлением, шины военного назначения и некоторые другие.
8. Шины высшего класса. Шины высшего класса разрабатываются для высокоскоростных автомобилей. Они имеют более эластичную резину протектора и специальный рисунок, обеспечивающие хорошее сцепление с дорогой, особенно при поворотах на высокой скорости. Оборотной стороной этих особенностей шин является повышенный износ протектора и меньший общий ресурс.
9. Безопасные шины. Безопасная шина — это шина, способная в случае частичной или полной потери воздуха в ней сохранять движение и свои основные качества, достаточные для безопасного достижения до ближайшего пункта технического обслуживания. В последние годы за такими шинами закрепилось название run-flat.
10. Спортивные шины или шины для гоночных автомобилей. Шины для гоночных автомобилей занимают очень специфический сектор шинного рынка. Основной характеристикой этих шин является способность развивать высокую скорость, выдерживать значительные боковые нагрузки и обеспечивать при этом прекрасные тягово-сцепные свойства. Такие шины выпускаются для всех видов транспорта, которые участвуют в гонках: велосипедов, мотоциклов, легковых автомобилей и болидов, грузовых автомобилей.
11. Запасные шины. Запасные шины предназначены для того, чтобы обеспечить автомобилю возможность доехать до ближайшего сервиса при выходе из строя одной из штатных шин. Исходя из этой концепции запасные шины, которыми комплектуются некоторые современные легковые автомобили, отличаются от обычных шин меньшим размером и заниженными эксплуатационными характеристиками — меньшей прочностью, выносливостью, скоростью и др. Эти шины дешевле обычных, они легче и занимают в багажнике автомобиля меньше места.
12. Умные шины Они предупреждают водителя о снижении давления, проколах, грыжах, порезах, заводских дефектах покрышки, нарушении балансировки, неверной установке колеса и даже о возможных разрушениях шины, которые могут произойти в ближайшее время.
13. Другие шины. В ряде случаев шины не совсем обычного применения могут отличаться по своим габаритам, нагрузке и другим характеристикам от принятых стандартов и нормативов, например шины для поездов метро или шины автомобилей- монстров.